http://serochka.blogspot.com/2010/05/blog-post_06.html
Село Гореново
22 июня 1941 года. Деревня жила своей обычной жизнью, начинался сенокос. Дети ушли на каникулы и помогали родителям по дому. Козлов Яков, вернувшийся из армии весной, собирался в сваты к Сидоренковой Марии, учительнице начальных классов, работавшей в Юрьевской школе. Война нарушила все планы. В полдень прискакал нарочный из Рославля. Люди, бросив все дела, собрались у сельсовета. Началась мобилизация. Рано утром из села уходили мужчины и парни, по одному, группами, далеко за окраину провожали их матери, жены, сестры, дети. Деревня обезлюдела. В первые дни ушли на фронт почти 80 человек. Молодых девушек, подростков отправили на рытье противотанковых рвов. Оставшиеся ждали вестей с фронта. А фронт приближался. Каждый день немецкие самолеты бомбили Рославль, все громче была канонада. В конце июля через Гореново пошли отступающие бойцы Красной Армии, уставшие, оборванные, израненные. В доме Винокуров Марка остановились на ночлег два красноармейца. Один из них был тяжело болен и не мог идти дальше. Через две недели он умер, и жители села, как родного, похоронили парня из Ташкента на деревенском кладбище.
2 августа гореновцы впервые увидели фашистов. Они въехали в село на мотоциклах по Хлясинской дороге со стороны Варшавского шоссе. Люди попрятались по сараям, погребам. Трофим Генералов встречал немцев хлебом-солью. Позднее он стал начальником полиции.
В августе в деревню вернулись несколько односельчан, попавших в окружение. Женщины стали ходить в Рославльский концлагерь в надежде увидеть кого-нибудь из своих близких. Таким образом удалось освободить из плена Винокуров Григория и Кротова Кузьму. Но вскоре фашисты даже к проволоке никого не подпускали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий