среда, 19 сентября 2012 г.

Р002 - расшифровка видео 2008 г



РОО2
(00.01) Пойдем, пойдем, Кузминична, пойдемте ко мне. Я вас так хотела увидеть. И она так ее целовала, так обнимала, так радовалася. И мы зашли, ну, это еще молоденькая я была, и долго, долго разговаривали. Вспоминали всю жизнь прошедшую свою. Они, старые же уже были, мать моя пожилая уже была. Ну, Тамара, она... я не знаю, с какого она года была, но постарше ее.

(00.33) ДМ: А престольный праздник какой был в Горяново?

(00.36)Михайла.

(00.37)ДМ: Михайла? 21 ноября?

(00.39) Да. 21 ноября.

(00.41)ДМ: А как его отмечали?

(00.42) А хорошо. Все... у моей мамки 7 и у папки 7 было, и все родичи тут в Горенево. Так целую неделю... больше ходят гостятся. Хорошо отмечали. Все семьями. Мой отец был гармонистом на всю округу. Так его любили все. Так к нам...на праздники ни разу не ночевал, все где-нибудь.

(01.22) Все время отмечала, мамка готовила получше чего на праздники. Это она... все старинные праздники всегда она отмечала.

(01.32)ДМ: А правда, что говорили, что мимо деревни ходили богомольцы до Киева по большаку в старое время? Это правда?

(01.39) Не знаю.

(01.40)ДМ: Не рассказывала мама.

(01.41) Нет, не помню. А что они делали?

(01.45)ДМ: Говорили, что до Киева ходили молиться, ходили туда.

(01.50) Не знаю.

(01.52)ДМ: А кто еще был в селе оставался таким верующим кроме мамы? С кем она так?

(01.56) А мало, мало ходили. Вот я помню, что мамка моя все время ходила. В Чистый Чет... в Пятницу Великую она всегда ходила в город в церковь ходила и была на ...

(02.12)ДМ: На службе.

(02.13) На службе, да. Это она на каждый... на праздники ходила в церковь в Пятницу Великую. Там невестка была мамкина. Братья – мой отец и ее муж.

(02.27)ДМ: И вас с собой брала?

(02.29) М?

(02.30)ДМ: И вас тоже брала с собой?

(02.31) Не, я уже была большая – не ходила в церковь.

(02.35)ДМ: А вы, когда большая стали...

(02.36) Она церковь... церковь одна была только. Это ж вот сейчас у нас 3, и 4 даже.

(02.42)ДМ: А была только на (неразб) горе?

(02.44) Одна, да.

(02.45)ДМ: На весь город?

(02.47) После войны.

(02.48)ДМ: После войны.

(02.50)ДМ: А при немцах тоже не закрывалась?

(02.53) Не, наверное, закрывалась. Не помню даже. Не ходила. Мы так боялись ходить туда. Если идем в город, то кучкой (неразб) - это ж больше 10 километров надо пройти большак этот.

(03.08)ЛМ: А при немцах что было в церкви?

(03.11) А я не знаю. наверное... я не знаю, например (неразб). Я не ходила, а мамка я уже что-то не помню. Мамка работала, не покладая рук, почти что с темна до темна. Некогда отдыхать. У ней нас было двое, да у сестры трое. А землю дали. А надо ж как-то землю сеять. Питаться-то чем? Вот. Ни магазинов, ничего ж не было тогда. Не купить на поесть. Только сеяли землю, обрабатывала. Корову купили (неразб). а потом сестре купили корову. И на нее ж надо косить, а мужчин нет, дети. У ней трое детей было, один одного меньше было. Нас двое тоже. Мне 10, а брату было 5. Он с 35-го, а я с 30-го. И брат вот поехал... Когда отец прислал... я, кажется, говорила ей. Когда он прислал письмо, как нас только освободили, на второй день письмо мы получили. И вся деревня радовалася. Ой, говорит, Роман Васильевич живой. Все радовались, потому что он был у нас гармонист хороший на всей округе. Свадьбы гулял, прощанья вот так, в армию отправляли. В деревне весело тогда было, праздники большие. Он у нас и не ночевал дома. Редко когда ночевал, а то все в походе. Мамка, правда, не ходила. Редко, редко, когда свадьба там у кого-то родственников или прощанье, дак тогда идет с ним. А то ж некогда, надо ж дома, хозяйство было и нас двое детей было, надо ж было присмотреть.

(05.07)ДМ: А отец-то в церковь ходил, нет?

(05.09) Ходить – не знаю. Не, вряд ли.

(05.14)ДМ: Коммунист был?

(05.15) Нет, не был. Коммунистом не был. Вот насчет этого-то я знаю. Его звали. Говорит: я так буду доброе делать людям, без коммуниста. Это он отказывался. А его приглашали, даже критиковали, что он не хочет поступать. А он – нет.

(05.42)ДМ: А большое было село? Сколько было дворов?

(05.45) Дворов? Сколько, вот когда при немцах, после. Это сколько мне было? 17 лет. Я принимала молоко с деревни, с этой... со всей. Сколько там коров было? – 93.

(06.04)ДМ: Коров.

(06.05) Да. столько... больше дворов. У некоторых не было коровы.

(06.10)ДМ: То есть больше, чем 93?

(06.12) Да, да. А до войны больше было. Потому что некоторые поуехали из деревни.

(06.18)ДМ: Убежали.

(06.19) Да, убежали. Не стали строиться. Это я помню хорошо, что 93 коровы было. Молоко записывала, деньги выдавала, там копейки давали тогда. Вот сколько было. Больше сотни наверное было.

(06.38)ДМ: Больше сотни, да?

(06.39) Да. (неразб). Я уж не помню, кто уехал, но некоторых помню. Даже вот которые со мной девчонки в школу ходили, они поуехали, родители, и они с ними. (неразб). Была деревня хорошая. Бывало, свадьбы – столько народу, прощание – все. отец мой не приходил домой неделями.

(07.10)ДМ: И все были в колхозе, да?

(07.12) Все в колхозе, да.

(07.15)ДМ: А дорога как шла около церкви, не помните?

(07.20) Какие дороги (неразб)?

(07.21)ДМ: Большак.

(07.22) Большак? Сюда не ездали, а дорога была старая.

(07.28)ДМ: Старая?

(07.29) Да. Это недавно дали, хотели... ну, как это... поездную дорогу делать, которой поезда-то... вот это (неразб). хотели туда дорогу делать. Это по которой мы сейчас ездим. И вот эта, которой поворот на Гореново, этого не было. Это было там посреди деревни вот поворот. Как раз в деревню сразу выезжает.

(07.55)ДМ: То есть дорога шла мимо церкви, потом поворачивала, да?

(07.59) Да, напротив церкви была дорога туда, на эту дорогу. А раньше ездили – старый большак был. С Гореново прямо до Рославля. А потом уже эту дорогу дали большак делать.

(08.15)ДМ: А какой это год был, когда новую дорогу сделали.

(08.18) Чего?

(08.19)ДМ: В каком году дорогу сделали.

(08.20) А я не знаю. не помню.

(08.24)ДМ: понятно.

(08.27) Давно она была сделана. После войны. Когда разрешение дала... дала Москва, то сюда пустили. А тогда тут были горки, вниз – вверх, вниз – вверх. По этому большаку по старому. Зовем старый большак.

(08.50)ДМ: А вы не помните, вот говорят, что дом Тютчева был напротив храма и был каменным. Это видели его такой?

(08.59) Нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий