среда, 19 сентября 2012 г.

Р003 - расшифровка видео 2008

РОО3
(00.00)НК: ... по дороге, вот они липники, вот тут вот церковь... Вот тут он холм этот, как вы говорите. На холму она была.
(00.06)ДМ: Это мы едем по большаку глинскому?
(00.08)НК: Нет, глинский большак вот так вот пошел в низину вот сюда.
(00.12)ДМ: Вот он спускается...
(00.13)НК: Да, вот сюда пошел он. И вот он, видите, вот как кусты, это уже холм пошел. Это увидите холм этот, холмистую...
(00.20)ДМ: И сейчас мы едем параллельно большаку?
(00.22)НК: Мы выезжаем на большак. Уже в советское время сделали. Вот так вот большак пошел, вокруг холма этого... Вот он холм получается. Как вот на этом, на этом самом... вот смотрите сюда. Вот видите, холм получается?
(00.35)ДМ: Да, да, да, да.
(00.36)НК: Вот он здесь холм получается. Но вот ограду не помню. Была тут ограда, вот это самое? Там фундамент я вам показал. Там ограда была огородная. И вот он получается холм. Если фотографировать с той стороны на фотографии, то вот оно получается церковище это все.
(00.56)НК: Видите, холм пошел? Я как-то ночью тут встал. А вот это вот дорога была сюда вот. вот она речка.
(01.06)ДМ: Это речка.
(01.06)НК: Вот там речка, и мост там был с перилами такой. И вот пошла, если по фотографии смотреть, вот я сейчас проведу вас туда. Где стоит строение то. Видите, холм , вот он пошел?
(01.18)ДМ: Да, да, вижу.
(01.19)НК: Вот тут вот все было фундамент ограды. Там вот, если хотите, можете копануть. Вы там на каменный фундамент напоритесь. Вы выходите вот сюда, я вам дальше покажу.
(01.31)НК: ...фотографию, что вы показывали. Строение. Видите, вот получается (неразб). вот кладбище получилось здесь.
(01.41)ДМ: То есть отсюда снимали.
(01.42)НК: А снимали вот с той стороны, мне кажется. Тут же не было (неразб). Вот она речка.
Видите, вот получается, вот она пошла, вот эти липки. Вот он холм этот... на холму стоит. Вот он холм, видите как. Вот тама речка заходит немного сюда. Вот там вот стояло строение. Если по фотографии судить...
(02.05)ДМ: Так.
(02.06)НК: Вот там, вот стояло строение. А вот тут вот, тут копануть, если так уже надо, вот тут вот фундамент будет. Не знаю, или фундамент вот так вот пошел, или эта земля еще подходила к церкви наверное. Тут или огороды были, или что тут было (неразб). Ну, а вот тут вот фундамент точно есть, кирпич. (неразб) лопату, копанул и прямо (нерзаб). И пацанами были, разобрали. Вот она пойма, вот эта низина.
(02.33)ДМ: Понятно.
(02.33)НК: А вторая строение, если так говорить, второе строение получается – вот это заходит речка (неразб). Пошли сюда. Она и получается на холме вроде как церковь стоит.
(03.01)НК: Банька там или хатка. Видите, речка вот заходит сюда. Речка вот заходит сюда. Там и такая площадка с той стороны. Вот такая площадка. Там второе строение стоит. И вот этот холм, получается, кладбище, все на холму. И церковь стояла на холму, как на фотографии видно. Это здесь позаросло, а так (неразб) пацанами.
(03.28)ДМ: И церковь была... покажите-ка направление.
(03.30)НК: Церковь вот. Липа вот так вот стояла.
(03.34)ДМ: Понял.
(03.35)НК: Получается по фотографии если глядеть, то фотография сделана с того холма. С той стороны.
(03.49)ДМ: Эта речка, почему называется так Серебрянка-то?
(03.51)НК: Не знаю, так называлась Серебрянкой, называется она по всем книгам, по всем этим... картам.
(03.57)ДМ: Вода серебряная?
(03.59)НК: Ну она начинает там из-под камня, как нам говорили. В конце деревни камень такой, из-под камня. Нам все говорили бабки: вот если взорвете, то потоп будет.
(04.08)ДМ: Да?
(04.09)НК: Затопит нас.
(04.10)ДМ: А почему взорвете? Что хотели?
(04.12)НК: Нет, ну или выкопаете. Мы ж ходили копать. Тут еще рыба водилась, мы еще пацанами, и раки были тут.
(04.17)ДМ: Понял.
(04.18)НК: Ловили. И чтоб там не колупали...
(04.20)ДМ: Ясно.
(04.21)НК: Бабки, знают, что детям-то говорить. Оно, вишь, получается на холму.
(04.25)ДМ: Ну да.
(04.26)НК: Вот ты говоришь холм. Вот эта ограда шла и когда фотографировали, я не знаю, как бы, ну наверное с той стороны вот тама.  Она как-то так получается, что кладбище, не видно его. Она стазу за оградой и церковь получается. Вот она получается на холму. И с той стороны подойдешь... если с той стороны идти вот, вниз спуститься, вот как мы стояли. Вниз спускаешься, там такая площадка тоже, вот такая вот. Если смотреть, то получается и с той стороны на холму. Но фотография с этой стороны сделана.
(05.03)ДМ: А здание с правой стороны от церкви?
(05.05)НК: А, ну это школа же тут была.
(05.07)ДМ: Это была школа.
(05.08)НК: Может, там, я не помню, или бабка мне говорила, церковно-приходская. Но мать там училась в советское время уже, мать была (неразб) года.
(05.16)ДМ: То есть если отсюда, то справа от церкви.
(05.18)НК: Да, справа получается от церкви за липами. Там если по фотографии смотреть, я показал, липки кончаются вот эти, и там была вот эта школа.
(05.28)НК: ... который построился. Мироевский жил вот здесь.
(05.32)ДМ: Мироевский жил здесь?
(05.33)НК: Мироевский, да. Тут дом его стоял.
(05.35)ДМ: Это который церковь-то разрушал.
(05.37)НК: Ну это да. потом директор школы (неразб). Вот двадцатитысячники, как они назывались. Помните, двадцатипятитысячники?
(05.44)ДМ: А, двадцатитысячник.
(05.45)НК: Двадцатипяти...
(05.46)ДМ: Двадцатипятитысячник.
(05.47)НК: Да. вот Ильгубин, Мироевский. (неразб) Вот Ильгубин-то остался, а Мироевский здесь побыл и (неразб) заработал и ушел туда на шпагатку, там жил. Главным инженером был.
(05.59)ДМ: А шпагатка была шефом этого колхоза?
(06.01)НК: Да, шпагатка была шефами. Как старики говорят "шеф". (Неразб) просто мы выросли. Высокое церковище.
(06.16)ДМ: А церковище это с какого времени называется?
(06.19)НК: Оно всю жизнь, я сколько помню себя
(06.21)ДМ: Так Церковище.
(06.22)НК: так называлось. Ну церковь стояла здесь. Все на Церковище. Где? - На Церковище катаются. Где там катаются дети?
(06.28)ДМ: Понятно.
(06.31)НК: Мы там на лыжах это само.
(06.37)НК: А тут дорога была.
(06.45)ДМ: Это вот большак бывший, да?
(06.47)НК: А это был большак бывший.
(08.35)ДМ: А это вот та самая ферма, для которой использовали кирпич?
(08.40)НК: Нет, это уже какой 72 год строили вот. Тут кирпич, тут бетон уже пошел.
(08.45)ДМ: А где ж те коровники, где использовали...
(08.47)НК: А коровники... вот тут вот первый телятник был построен. Не этот, это уже в советское время, а туда вот дальше. Потом разобрали его. Вот там вот телятник стоял, я еще помню пацаном, строили.
(08.58)ДМ: А кирпичи оставили?
(09.00)НК: Нет, это уже новый, это уже советский, где-то 72-ой год. Тама было 72-ой год строили, я в армию уходил как раз. А вот там телятник был. Этот старый телятник, там кирпичи это самое...
(09.13)ДМ: А вот это плотина, да?
(09.16)НК: А это плотина того... это в советское время уже строили... Она ж была, чтоб рыбу колхоз разводил.
(09.24)ДМ: Это плотина.
(09.25)НК: Ага, подымается вода. Вот, видите, рыба – вот такие вот карпы.
(09.32)ДМ: Какие карпы? Вот такие?
(09.35)НК: Да.
(09.35)ДМ: Ничего себе.
(09.36)НК: Да, такие. Вон гуляет.
(09.43)ДМ: Это плотина. Понятно.
(09.46)НК: Я говорю, я в воскресенье сам делал эту самую... никому не надо. Прогнила эта... как делали колодец вброд..., она прогнила и озеро спустилось. Никому ничего не надо, блин. Мы тут с Витькой Козловым собрались, да сделали. Карася поймать какого.
(10.10)НК: Вот здесь вот была сушилка. Вот, может, и эту строили в то время. Вот тут вот сушилка была, в мастерские потом перевели, а сушилку строили. Мог быть кирпич и тут старый.
(10.22)ДМ: Понятно.
(10.24)НК: Оттуда туда. Вот там телятник строили, вон туда дальше. Это новый тут строили, а вот там вот дальше... Потом тут озеро сделали. Тогда ж было обязательно, в колхозе чтоб озеро, сад был. Чтоб яблоки. Сады ж тогда делали.
(10.37)ДМ: Это когда? При Хрущеве?
(10.39)НК: Ну, я не помню. Помню, все (неразб) хотел. Вот эти яблони с колхозного сада. Тогда мужики брали себе старались делали. Вот так вот деревня туда еще пошла. Это оттуда на Слободище дальше. И большак, это большак пошел туда вот. Вот туда вот ходили. Вишь, как заросло. Вот тут он проходил через деревню, через мост. Плотины-то не было. А тута мост был. И вот шла дорога старая на Лизинец. Там еще мост через (неразб) дальше проезжать. Вот так вот и шел через деревню, через эту.
(11.16)НК: Тут дед Прокоп жил. Председатель колхоза бывший. Я еще помню его. Ходил. Тут было 4 колхоза в деревне.
(11.28)ДМ: 4 колхоза?
(11.29)НК: Да. 8-го марта, Кизинхино как-то назывался...
(11.34)ДМ: Кизенщина.
(11.35)НК: Да. Это вот это Кизенщина. 8-го марта, туда март был. И тут какой-то колхоз, не помню. Мать говорила: 4 колхоза... И там колхоз был на той стороне. 4 колхоза.
(11.46)ДМ: 17 партсъезда, по-моему, был колхоз?
(11.48)НК: Ну, не помню, я. Вот это я не буду я ни врать, ничего. Вот мы прое... вон дорога шла, вот туда через кусты, туда, где мы были около того дома.
(11.58)НК: Там был мост.
(12.00)ДМ: И отсюда снимали.
(12.01)НК: Нет, снимали, сейчас я покажу тебе, откуда снимали. Если так, как мне память не изменяет по фотографии по той, вот я тебе покажу вот с какого места... Мы и смотрели с этого места, когда ее рушили.
(12.26)НК: Вот если убрать кусты эти все, вот на этом месте мы стояли весной. Вот тут вот стояли. И вот церковь вся видна, вот как на ладони с этого места было. Во, убрать кусты во эти и получается, если сейчас зайти оттуда вот.
(12.51)ДМ: То есть снимали отсюда?
(12.53)НК: ...Что на картине было, то снимали вот отсюда, как вот на той фотографии. Вот смотрите, получается, вот липа, вторая липа, между липы церковь стояла. Вот те две липы. И получается, здесь вот получается алтарь, а туда получается (неразб). Вот так вот это стоит (показывает) церковь. Ты понял, церковь стоит?
(13.12)ДМ: Понял. Раз - липа, два - липа.
(13.15)НК: Вон получается между вот этими липами. Вот получается, как вот отсюда снимали ее.
(13.20) – (14.05) – съемка.
(14.06)НК: ...что вот на фотографии. Вот как этот ракита куст, банька получается. И вот так вот церковь стоит. Вот фотографию не взяли, сейчас бы сравнили бы, отсюда ты сравнил бы это все хозяйство. И оттуда, туда вот дальше она захватывает. А там вот крайняя липа, видите... вон, крайняя липа, тама школа. И по фотографии тама школа.
(14.26)ДМ: А дом-то ваш где был?
(14.28)НК: Дом он вот он здесь. Вот (неразб) дом, еще этого дома не было по-моему. Вот там у нас старый дом.
(14.33)ДМ: А здесь просто высокий берег и видно поэтому, да?
(14.35)НК: Да, тут, я смотрю, холм получается, до поймы. Ты говоришь: на холму. Вот она и получается как на холму там стоит вот это. Я снизу завез, а теперь вот сверху завез. Вот это пойма речки получается. Точно, вот стоит церковь, так она и стояла вот между липой этой получается. Как мы... как мы и были с тобой. Вот липы те старые видны. Вот те две липы и эта липа.
(15.04)ДМ: А вы тоже видали?
(15.06)Х: Нет.
(15.07)ДМ: В те годы не был?
(15.07)НК: Нет, молодой. Он с шестидесятого года.
(15.10)ДМ: А, то есть он ничего не видел этого.
(15.12)НК: С какого ты года?
(15.13)Х: С 64-го.
(15.14)НК: С 64-го года.
(15.15)ДМ: При вас уже не было ничего? Значит, в 64-ом году, а вы помните только 65-ый, 6-ой, 7-ой там. То есть когда...
(15.23)НК: Я не помню. Я вот в каком году рушили, я не помню. Я не помню. Но они уже моложе меня на 10 лет почти.
(15.29)ДМ: Так что даже не видали остатков?
(15.31)Х: Вообще ничего не видал.
(15.33)ДМ: Пусто было, чисто.
(15.35)Х: Да, чисто.
(15.37)ДМ: Понял.
(16.04)НК: Ну, совпадает с вашей картинкой?
(16.07)ДМ: Да, похоже.
(16.08)НК: Похоже, отсюда вот снята она.
(16.10)ДМ: Похоже, похоже.
(16.11)НК: Не похоже, а так оно и будет. Это вот отсюда, отсюда снята она. Вот я говорю пойма, где я показывал банька стояла, и там вот на той стороне банька стояла. Там такая площадка...
(16.22)ДМ: Так.
(16.24)НК: Вот этой липы на было. Она молодая липа вот эта. И получается у нас вон те две  липы и эта липа. А церковь вот она вот. идите сюда, подойдите, отсюда она вот как раз как стояла, так вот. Часовня, маленькая церковь стоит вот так вот.
(16.38)ДМ: Угу.
(16.40)НК: ...маленькая.
(16.41)ДМ: Еще раз руку. Вот так. Понял.
(16.46)НК: А там липы вот на фотографии те липы видны и эти две липы видны. А тут, тут березы не было. Там (неразб) уже на кладбище выросли.
(16.56)ДМ: Угу. Похоже.
(16.58)НК: ...хатка стояла.
(17.00)ДМ: А много вас собралось тогда людей-то?
(17.03)НК: А здесь... кто был? Мать, бабки были тут, теть Тоня была. Это точно была соседи. Теть Тоня была, теть Наталья была, теть Нюра была и теть Мальвина была. И мужиков... даже батька наверное был. В основном женщины были. И мы еще пацанами вот тут стояли смотрели, когда... ну, где-то весной. Нет, батька на работе был - не было.
(17.31)ДМ: Откуда они вообще узнали? Им сказали, что будут...?
(17.34)НК: Кто?
(17.34)ДМ: Ну, откуда они знали, что будут рушить?
(17.37)НК: А, ну так это ж, у нас же тут радиоузел работал. Наряд был дан на церкови. Это уже в шестидесятых годах был радиоузел, не знаю,  в каком... Ну наряд вот же давала как раньше? Бригадир привозил наряд: того, того, того на церковь.
(17.52)ДМ: По радио?
(17.53)НК: Нет, по-моему еще бригадиры оповещали. Или по телефону, как они тогда была связь. Тут такой колхоз, я все удивлялся, как это можно руководить одним колхозом. Колхоз начинается от Ворге кончается Плосковым. Начинается, если вот так вот визуально, Творожковым, кончается Ладыжиным. Это Швейцария маленькая. И директор, блин, утром выписывал наряды всем: кому 10 рублей, кому 20 рублей штрафы. Как это можно так за ночь, думаю, проехать и уже в 6 часов наряд давать.
(18.27)ДМ: Здорово.
(18.29)НК: Надь, ты ж помнишь, когда церковь рушили? Была ты тут вот, когда мы стояли весной? Когда церковь рушили, вот тут вот мы стояли, была? Ну я говорю, бабки были. Теть Тоня была, я говорю, там одногодки...
(18.40)ДМ: Подойдите пожалуйста.
(18.41)НК: Иди, мы тебя сейчас пошлем в эфир. В эфир пошлем за женихами.
(18.46)ДМ: Да, ладно.
(18.51)ДМ: А вас как звать-величать?
(18.53)НН: Меня?
(18.54)НК: Говори, не бойся. К Головному на прием пойдешь.
(18.58)НН: Чего это я к Головному пойду?
(18.59)ДМ: Да, ладно. Как звать-то вас?
(19.00)НН: Надя.
(19.02)НК: Пронченко Надежда, как там тебя...
(19.03)НН: Николаевна.
(19.04)НК: Николаевна.
(19.05)НН: А зачем я?
(19.06)ДМ: Да просто свидетельства собираем о церкви, кто что помнит.
(19.10)НН: А что мы помним? Мы детьми были.
(19.12)НК: Я еще помню, как она стояла.
(19.14)НН: Крушили помню как крушили. Нас прогоняли оттуда, чтобы не бегали в этих. Сначала половина была?
(19.18)НК: Да, рухнула. Я говорю, пошла туда к магазину.
(19.21)НН: Да, да, да.
(19.22)НК: А потом уже купол и это все пошло рухнуло тут. Школа-то еще стояла, все там бегали наши ребята. Ну, я говорю, фундамент был уже аварийный, поэтому и решили разрушить. Он у Максимки он и сейчас стоит.
(19.39)ДМ: А как узнали об этом, что будут рушить? Объявляли что ли?
(19.43)НК: Мы детьми были, но я говорю, так просто логически рассуждаю, что был наряд этим ребятам. Тогда ж по нарядам по этим. Бригадиры выписали наряд: идите...
(19.53)ДМ: И ваши же здесь жили родители, да?
(19.55)НН: Да. Родители наши здесь жили. Теперь там живут.
(19.59)ДМ: Понятно.
(20.00)НК: Я фотографию видел, я почему. фотографию он мне показал 1899 года.
(20.06)НН: Церковь.
(20.07)НК: Церкви нашей.... Мы уже не помним...
(20.12)ДМ: И ваши в этой церкви крестились?
(20.15)НК: Нет, мы тут не крестились.
(2017)НН: Церковь не работала.
(20.18)НК: Не работала, когда мы уже родились...
(20.20)ДМ: Я думаю, дедушки-то ваши, когда она работала, крестились.
(20.22)НН: А, ну наши, да, родители, дедушки бабушки.
(2025)НК: Бабушка, ну я ж говорю, бабушка моя тута. И ее ж бабушка тута. Как? Фекла? Или как-то ее? Как твою бабку?
(20.35)НН: Анна. Анна.
(20.36)НК: Анна.
(20.37)ДМ: А они тоже присутствовали, когда ее рушили, или они уже были не живы?
(20.42)НК: Федора-то была жива. Бабка моя была
(20.43)НН: Бабка наша была живая.
(20.46)НК: Вот тут вот стояли смотрели, когда это делали. А в каком году, я не помню.
(20.54)ДМ: А чего бабушка говорила? Все-таки они верующие были больше нас.
(2058)НН: Мы ж тоже, говорю вам, мы детьми были.
(20.01)НК: Да. Да ничего они не говорили, кажется так. Потому что уже...
(21.03)НН: Бабушка, вот эта... папкина мамка еще была ходили в церковь.
(21.07)НК: Ну так и Федора ходила в церковь. Федора ходила, бабка, в церковь. Ну так, потом ее закрыли. Оно же как: ну закрыли и закрыли, ну ходили в город туда начали ходить. Тогда ж при советской власти все ж верили в коммунизм: построим будем жить. Но бабка говорила: мы жили при коммунизме. Вот дядька... Я еще приведу такой пример. Когда двоюродного брата сослали туда в 33-ем году как кулака, он сказал: эта власть мне не надо. Советская власть – он тогда был педагог... Я уже в 90-ом году туда ездил к нему, вот на советскую власть не обижался. Хотя его раскулачили. Отсюда выселили в Кубань. (неразб) приведут, жмурик сидит: твоя хата. Хату давали бесплатно при советской-то власти. Ну и там подняли они всю эту Кубань, когда (неразб). Но а ту власть он не хаял.
(21.56)ДМ: Ту не хаял.
(21.58)НК: Советскую власть он не хаял.
(22.00)ДМ: Понятно.
(22.00)НК: Все было нормально. А на эту... эту не признавал. Там в 90-ом году я ездил, это, говорит, жулики.
(22.07)ДМ: Понятно.
(22.10)НН: Вот так вот. А тут у нас больше нет старых таких. Петя с Галой(?)...
(22.14)НК: Ну старуха моя, память, она, что и знала, так не скажет. Они как-то не верили в Бога в этого, я прямо скажу. Спроси вот, у Царицы... Царица, может, Отче наш и знала, а мать моя не знала Отче наш эту молитву.
(22.28)ДМ: А ваши знали?
(22.29)НН: А мои знали.
(22.30)НК: А мать моя... бабка, та читала и утреннюю и вечернюю и обедешную. Молилася все это. А мать, я говорю, вот так вот это...
(22.39)ДМ: А из церкви ничего не забирали? Ни иконы, ни какие-то там...
(22.42)НН: Ну там уже не знаю. Я не помню иконы...
(22.44)ДМ: Не было дома?
(22.45)НК: Не-а, у нас не было.
(22.47)НН: Когда уже закрыта она была, мы бегали, а про иконы я вот и не знаю.
(22.49)НК: Да мы уже бегали, когда она разрушена была. Там уже фундаменты выбрали, мы там бегали.
(22.56)ДМ: А ваши брали оттуда кирпичи? С Церкви?
(22.59)НН: Не знаю, кто... нет. Куда... кирпич куда-то ведь забрали.
(23.03)НК: Ну забирали ж тогда, колхозы забирали.
(23.06)ДМ: Ваши не разбирали, да?
(23.07)НН: Нет.
(23.08)НК: Блин. Ну они тогда они еще не строились. Они строились попозже, когда церковь... Это вот блин строился, у Коли (неразб). У него там и печка сложена из кирпича церковного. Люба устроилась там в новоселках. Ты в церковь не ходила, Люб?
(23.24)НН: Кирпич с церкви брала?
(23.26)Л:  Нет. Зачем он мне?
(23.30)НК: Да нет, они ж позже строились. Вот Блин все Иван строился. Я забыл, как его фамилия была.
(23.44)ДМ: Ну ладно. Теперь понятно хотя бы вот это. Хоть что-то понятно.
(23.49)НК: Не, ну этот снимок, если судить, сделан будет отсюда вот.
 18480:1800х70=718

Комментариев нет:

Отправить комментарий