среда, 19 сентября 2012 г.

Р005 - расшифровка видео 2008

005
(00.00)ВВ: Это, я помню, мы от школы что-то городили, батя мой городил.
(00.04)НК: Ну это, там ставили штакетник, потом кладбище огородили.
(00.07)ВВ: Да. огородили
(00.08)ДМ: Вас, простите, как зовут?
(00.11)НК: Винокуров, Вов.
(00.13)ВВ: Винокуров
(00.14)ДМ: А по имени-отчеству как?
(00.15)ВВ: Владимир Георгиевич.
(00.17)ДМ: Ясно. А вам сколько лет было, когда, вот, церковь падала?
(00.20)ВВ: А я не помню.
(00.22)НК: Ну он с 54-го
(00.24)ВВ: Я с 54-го...
(00.25)НК: На 2 года моложе меня.
(00.27)ВВ: Я ж ничего не помню.
(00.30ДМ: И вот сила удара была такая, что земля была...
(00.33)ВВ: Да, я помню, аж земля заколыхнулась, затряслась, как она...(говорят хором)
(00.40)НК: Купол когда пошел...
(00.42)ДМ: А вы где стояли-то, когда...
(00.44)ВВ: На том берегу(?), там рядом с ним был.
(00.47)ДМ: А, вместе смотрели?
(00.48)НК: Да вот с той стороны, это вот как это... через ров. Это получается, это получается как холм. Вот если с той стороны смотреть по фотографии – вот он холм и получается вот этот. Это пойма речки. Тут вот баня стоит какая-то, чья-то. Ну если бы люди были живы, они б знали. Дедова Ливанова пчеловодство работало. Лисан. Жил внизу вот там, с той стороны речки. Там у него была пасека. Вот как мы живем (неразб), только внизу здесь. Там хата стояла, вот как здесь сараи, только ниже, в низине в этой, в пойме.
(01.25)ДМ: За оградой?
(01.27)НК: За той стороной, тут же речка...
(01.28)ДМ: А, за речкой, за речкой. Понял.
(01.30)НК: Там его пасека была. Это бабка говорила. А тут вот была пасека при храме при этом.
(01.37)ДМ: Понял. А вот это, где мы стоим, это и есть алтарная часть? или это было дальше?
(01.42)НК: Я алтарную часть не помню, так как...
(01.45)ДМ: Пристройка.
(01.46)НК: Пристройку я не помню, ее не было. Я ее не помню, когда... Я не помню и маленькую церковь. Я уже... просто по рассказам матери, по рассказал бабушки ее взорвали. Сначала ту взорвали, эта еще стояла долго, сам центральный этот... купол. Цернтальная. Этого не было маленького. Я уже помню, когда вот эти ворота были отсюда одни. Отсюда были ворота, еще такие, вот отсюда вход был. Не знаю, вот, с какой целью.
(02.17)ДМ: Сюда, налево. Понял.
(02.19)НК: Там был через маленькую вход
(02.20)ДМ: А тут еще один ворота.
(02.22)НК: А тут вот так вот были ворота эти полукруглые такие. Это вот я помню.
(02.26)ДМ: И с той стороны были такие же, в ту сторону?
(02.28)НК: С той стороны... ну, там были ворота, вот как выходить с той церкви в эту. Там переходик был. Но я не помню. Что-то там закладывали между переходом, в переходе, взрывали там взрывчаткой или чем там взрывали. Это тоже я не помню.
(02.43)ДМ: А вы лазили в церковь в саму? Не помните внутри
(02.46)НК: Бегали. По церкви по этой. И покуривали.
(02.49)ДМ: И чего там было?
(02.51)НК: Я еще помню, вот еще цепь висела, где люстра... Люстра или... где люстра вот эта, лампады эти висели, цепь висела. И роспись еще была вот видна.
(03.00)ДМ: А что было на стенах так изображено, не помните?
(03.03)НК: Не помню.
(03.03)ДМ: А много было росписи?
(03.04)НК: А?
(03.05)ДМ: Много было росписи?
(03.06)НК: А в общем был купол сам расписан и вот эти все как колонны, между колоннами. И даже внизу как-то было, такая... такая... осталась такая, какая-то память детская еще, что там...
(03.22)ДМ: А какого цвета она была? Стены какого цвета?
(03.26)НК: Голубой был. Голубая была...
(03.27)ДМ: Вот я копал когда, вот вытащил такую плиточку.
(03.30)НК: Ну вот, да да, да, да.
(03.32)ДМ: Под, грубо говоря... вот это цвет чего? Стен, пола, потолка?
(03.36)НК: Это потолок.
(03.37)ДМ: Это потолок, часть потолка, да?
(03.38)НК: Да.
(03.38)ДМ: Понятно.
(03.39)НК: Это вот стены были вот так такой вот... еще и голубей была.
(03.44)ДМ: Это потолок такой?
(03.45)НК: Да.
(03.46)ДМ: Понял. А крыта она была железом?
(03.48)НК: Железом. Но железо тоже не помню. Тут сняли после войны ее сразу же.
(03.51)ДМ: Давно уже, да? и значит, из кирпича складывали...
(03.56)НК: Дед Тимох снимал. Тогда мать говорила, дед Тимох раскрыл ее...
(03.58)ВВ: Гага, Гага Мишка.
(04.01)НК: Ну, Гага Мишка, он еще моложе. Дед Тимох в 77 году дед Тимох помер. В семидесятом даже дед помер.
(04.08)ДМ: А кто он такой, дед Тимох?
(04.09)НК: Дед Тимох? Винокуров.
(04.12)ДМ: Тимофей?
(04.13)НК: Да, Тимофей такой был. 10 лет отсидел.
(04.16)ДМ: Понятно.
(04.17)НК: Тогда его... Их тут 10 человек по-моему было. Но никто тут не говорит (неразб). но по десятке тут отсидели. И никому ничего не говорили. В деревне я пацаном был, и так и не знал. Это потом уже, когда повзрослели, тут начали рассказывать, что сидели мужики. За колоски садили. За что садили? Сухарев он сидел, дед Тимох сидел, Чуплак сидел – они ж все это... Потом они в колхозе не работали. Они занимались, да , по халтуре.
(04.42)ВВ: Мужики, которые были все делать, как говорится, ну вот кулак, так, был.
(04.52)НК: Ну да, тогда (неразб) было. А 10 лет они отсидели. Ну а потом уже когда строилися тут, после войны наверное, они тут снимали с церкви. Вот фундаменты эти повыбили.
(05.02)ДМ: Так это фундаменты выбивали личные, для колхоза, для чего?
(05.04)НК: Это для себя личные, частники выбивали.
(05.07)ДМ: А, то есть это не колхоз?
(05.08)НК: Это не колхоз. Колхоз уже когда срушил.
(05.11)ДМ: И тогда использовал...
(05.12)НК: И тоже частники выбирали приходили, чистили тот кирпич. Выбирали целый кирпич. Кто на фундаменты, кто на печку. Дед Блин, вот дом стоит, еще следующий дом.
(05.24)ДМ: Вот тот, который за речкой?
(05.25)НК: Во, как в берез...в березняку, он не виден. Вот березняк за речкой. Там печка, сложена с кирпича с большого с церковного. Такой вот кирпич, большой.
(05.38)ДМ: Покажите руками еще, какой он. Вот такой кирпич?
(05.40)ВВ: Но побо... больше этого.
(05.42)ДМ: Это фундамента кирпич?
(05.43)НК: Со стен.
(05.44)ДМ: Со стен?
(05.45)НК: Со стен.  Вот такой вот где-то вот. Ну вот это вот... Ну, в общем, Коля приедет, можно сходить поглядеть.
(05.53)ДМ: И фундаменты домов тоже сложили из этого?
 (05.55)НК: Ну фундаменты, я не знаю. Ну ложили и фундаменты из кирпича. Ну какой год? Ну шестидесятые годы. Что было? А ничего не было. В основном. А начинали строиться люди. Тому наверное в 61-ом дед построил дом. Ну мы выписывали, дед выписывал кирпич это самое. У нас уже стандартный был.
(06.17)НК: А раньше кто строился... Вот дед Блин он раньше строился, мы еще бегали, вот такой, Христославили к нему. Помню еще коров пасли, не по очереди, а пастуха нанимали в деревню. Вот мы бегали. Он пас у нас коров, а мы Христославить вот это бегали к нему.
(06.33)ВВ: Один был пастух.
(06.34)НК: Эти раньше строились. А вот эти уже тута...
(06.36)ДМ: А как это христославить? Это что? Колядки?
(06.39)НК: Да, колядки. Колядки эти.
(06.41)ДМ: Ясно. Рождественские. А место это называлось Церковище или как?
(06.46)НК: Церковище. Вот оно называется. Мы тут вот в детстве все время катались на лыжах. Где? – На Церковище.
(06.53)ДМ: С горки.
(06.54)НК: Да, вот тут получается как холм. Это он сейчас, кажется, подсел, я не знаю, чего... А тогда, в детстве он такой был высокий вот это все. И мы катались вот здесь на лыжах. Но здесь уже ничего не было, ни (неразб), ничего. Сейчас позаросло. И до речки до самой летали. И оттуда тоже так. И вот получается как пойма. Вот, я говорю, фотография сделана... у вас она с собой?
(07.16)ДМ: Сейчас с собой нет. Но я помню в деталях ее.
(07.18)НК: Ну, вы помните. Я ее только в первый раз увидел у вас. Я хочу снять ее у вас так на память.
(07.23)ДМ: Я пришлю вас хорошую фотографию.
(07.25)НК: В том плане, что она сделана вот оттуда. Алтарь, и она захватывает и ту церковь. Она получается так вот стоит. Она как-то сделана вот с этой стороны. Сделана с той стороны с речки. Потому что вот она получается как холм. Вот это вот все.  если глядеть с той стороны, то по низине, Вовка там живет Кузьмин, огород, а на огороде баня стояла одна. Вот здесь внизу на этой площадке баня вторая стояла около этого ручья.
(07.53)ВВ: Я уже не помню.
(07.55)НК: Ну, я тоже не помню, но по фотографии (неразб), но получается как на холму.
(07.59)ДМ: А эти липы, которые стоят здесь, это исторические липы, они были тогда?
(08.03)НК: Эти были типы, как, да, как церковные.
(08.05)ДМ: И первая липа, и вторая липа, да?
(08.08)НК: Это вот все липы. Вов, ты (неразб)
(08.12)ВВ: Они же много полетели...
(08.13)ДМ: А сколько было примерно вот от липы до здания церкви, вы не помните? Так, примерно, на глазок.
(08.18)НК: Я даже... Липки эти стояли тогда по-моему помоложе, мне уже 50, 60 скоро будет. Липы были. А как... Вот она стояла в проеме в этом. Вот две липы как остались, четыре липы эти стоят, вот она в проеме тут и стояла, церковь эта.
(08.36)ДМ: А насчет священника, вы, помните, вспоминали, что кто-то его где-то видел потом.
(08.42)НК: А это дядька мне, дядя Ваня. Это двоюродный брат отца по матери. В общем, бабка и его, эта самая... и моя бабка были сестры. Их в 33 году выслали на Кубань. Там Краснодар, Ивановская станица, Ивановская. За Краснодаром там километров 70. От Краснодара так по направлению к Темрюку ехать, к морю. Он окончил педагогический... Краснодарский педагогический  институт, и когда тетки... тетки, баба Вася... У бабы Васи муж две войны провоевал, ну вот. И когда он погиб, он в морфлоте служил, ну, воевал в Отечественную, и когда погиб, после войны дядя Ваня выхаживал деньги за войну. Тогда начисляли деньги. Какие там деньги, но за войну начисляли там. В какие сражения, за сражения, за все. И когда он выхаживал вот это все, встретили в банке в Смоленске, получать надо было или документы или, я не помню. Это в 90-ом году я был у него, он рассказывал. Приехали в Смоленск получать деньги, выходит батюшка, которого в 33-ем году вывезли в ночь с Гореново с попадьей вместе. В ночь их вывезли, когда начало гонение вот это в 33-ем году многих позабрали ж, и их тоже, не помню... тоже по весне выслали как кулаков. Или как Кубань подымать. Тогда же это самое он рассказывал за Кубань за эту. Они приехали в Смоленск и бабка начинает креститься, мол, этому. Выходит батюшка. А он уже управляющим по-моему был в Смоленске.
(10.31)ДМ: Управляющим банком?
(10.32)НК: Да.
(10.33)ДМ: Это Сберегательного банка?
(10.34)НК: Сберегательного банка. Но тогда ж банки были одни.
(10.37)ДМ: Тогда он был один.
(10.38)НК: Да.
(10.38)ДМ: То есть можно найти этого человека, если по документам, кто он.
(10.41)НК: Дядя Ваня уже умер. Вот он умер... это батька у меня умер в 77-ом году, а он где-то ну не в семьдесят, в 2002 году отец умер. А он наверное в 2003-ем или 2004-ом году. Присылали нам это все.
(10.54)ДМ: А ваши вообще люди как к церкви относились, хорошо или не очень? То есть они ходили в церковь, не ходили там, атеистами были.
(11.00)НК: У меня... мои родители не ходили.
(11.03)ДМ: А деды, бабы?
(11.04)НК: А бабушка, бабушка, ну... Она кончила 4 класса церковно-приходской школы. Она знала молитвы. Вот как это, говорят, молиться туда-сюда... они ходили даже туда ходили, в Рославль бегали. Еще помоложе ж были. И все молитвы она... вечерние, утренние, обеденные...
(11.23)ДМ: Знала, да?
(11.24)НК: Она не садилася, пока не помолится.
(11.28)ДМ: То есть они в церковь, в общем-то...
(11.30)НК: Ходили они сюда в церковь. Она рассказывала, мы, на Пасху  обычно на кладбище ж не ходят, мы в церковь идем, службу отстояли... Сейчас уже модно стало ходить и на Пасху на кладбище поминать. Но это неправильно, как все говорят. Ну уже сейчас завели, вроде люди богаче стали. А раньше пришли с церкви, эту утреннюю службу отстояли, яйцо показали и домой. Все. А потом уже родительский день вот этот там после Пасхи, по-моему во вторник...
(11.59)ДМ: Радоница.
(12.00)НК: ...поминать родителей. Тогда уже ходили. Ну а сейчас уже сделали в советское время: и на Пасху ходим мы на кладбище на это поминаем, хотя церковь не дает на это добро, чтоб поминать.
(12.10)ДМ: Я почему спросил, что прежде чем церковь разрушить, надо было еще людей подготовить, а они как-то от Бога отошли. Поэтому ваши-то как они до революции к церкви относились или уже отошли от нее? Много народу отошло?
(12.23)НК: Ну видите, все вроде так и жалели, когда церковь... и мать и все это: красивая церковь была. Ну это приходит со временем, не знаю. я тоже по молодости не ходил в церковь, не заходил. Мы не были приучены к этому. Ну а потом жизнь заставила. Это барьер такой. Все-таки у человека есть барьер, когда тебе надо в храм. У меня получилась такая, что я пошел в храм.
(12.43)ДМ: У каждого бывает.
(12.45)НК: Вот получилось у меня по жизни там такое, я пошел, надо или... Ну вроде, нормально, помогло. И я сейчас не то что уже верующий такой, но я захожу, свечку поставил.
(12.56)ДМ: Просто, когда разрушали церкви в разных местах, бывает верующие протестовали, бывает, наоборот, там на колени становились.
(13.02)НК: Нет, ну тут протестовать уже... ну как... уже начале в каком? в шестидесятом году даже наверное ее разрушили, рушили. Ну, бабки эти так повздыхали и все. Ну что... она уже была аварийная в том плане что... Вот я не помню, когда колокольню разрушили, разрушили. Вот это я не помню. А она уже в таком аварийном, она уже была в таком виде, что... Вот были вы в Максимкове в старом?
(13.27)ДМ: Нет.
(13.28)НК: Церковь там стоит.
(13.29)ДМ: Надо еще поехать, еще пока не был.
(13.30)НК: Вот там церковь стоит. Там она стоит, ну, в таком виде... ну, вроде и верующие есть, но когда она в таком виде. Там источник сделан был. Люди тянулись туда. Сейчас там пропала вода. И я там заезжал нынче на источник на этот на святой. От Максимково там немного в лес – все, это мертво, там часовня стоит, горгаз поставил там. когда вода была, там эти приглядывали все. сейчас там запустение. Все.
(13.58)ДМ: Вот вы говорили, что то ли по предания, то ли я просто плохо помню, поэтому решил переспросить. Люди, которые рушили, они не дожили там до каких-то...
(14.07)НК: Ну, они все молодые, они по 40 лет, по 40 лет, кто... в основном от болезней пошли. Шурик заболел легкими там Уткин, дядька мой это самое Винокуров по матери тоже по болезни умер. Ну этот умер в 53 года, этот в 40 лет. Колька 40 лет наверное или 50, 50 не было (неразб) тоже по болезни.
(14.36)ДМ: Там кого-то бревном по-моему.
(14.38)НК: А, Гага, этот дожил до пенсии. Наверное один раз пенсию получил, Гага, ну, тоже бревном его.
(14.48)ДМ: Это те, которые участвовали...
(14.49)НК: Да, участвовали, ну, по своей воле, не по своей воле. Ну, колхоз заставлял – разваливали. Ну. Как бы там ни было... Дед Тимох, я... тут вроде верил раньше или не верил, а вот когда тут начали уже так в церковь ту ходить... дед Тимох два раза горел. Ну это ни с того, ни с сего. Сначала хата его внизу загорелась, тогда около речки жил. Потом построили, там загорелось  - потушили. Ну а в третий раз она сгорела все равно по любому. Как бы не было. Ну дед-то ушел, я не знаю, или в 71-ом году умер. Я помню там в семидесятом году. Он же нам дом рубил. Тоже от болезни.
(15.34)ДМ: А ваши родители как, верующие были?
(15.37)ВВ: Да. У меня?
(15.39)ДМ: Ну да.
(15.40)ВВ: Ну она ходила, да, мать ходила постоянно в церковь и батя. Ну не такие они сильно верующие.
(15.47)НК: Да неверующие они были. Я говорю, я просто вырос здесь, и знаю.
(15.50)ВВ: Ну как и ты, ходишь так же.
(15.53)НК: Они так... им некогда было ходить. Это 10 километров до города. А в городе они бывали по выходным, забегут, что-нибудь там лишнее снесут, продадут и все. А чтоб верующие были б они там...
(16.10)ДМ: Ну я имею в виду, что вот люди, которые...
(16.13)ВВ: Праздник какой-то, вот они сходят в церковь, свечку поставят...
(16.18)ДМ: Вас же крестили, причащали, отпевали всех здесь.
(16.20)НК: Нет, ну крестить, крестили всех. А меня крестили получилось такая. Мать говорит, если помру, чтобы был ты крещеный. И у меня, видишь, не было крестного, крестил дьячок меня там. так оно, может, это и помогло. Прошел сквозь легкие и вышел туда вот между ребер. Еще меня все звали Коля-колосок, все дразнили. Я заглотил и прошло. Это наверное месяц я там был, горчичники ставили, я наверное (неразб). главное, на рентген ставили, ничего не показывало. А потом – раз, нарывчик тут. Подруга мамашина, она уж просила, чтоб я умер. А теперь вот остался один. Уже и мать схоронил, и сестру свою, и брата схоронил, и бабку – всех. Остался один.
(17.05)ДМ: Ну, еще имя помогает – Николай все-таки как ни как.
(17.20)НК: Это 61-ый год, да. Вот это я помню хорошо тоже. Мы тогда все в школу бежали, блин...
(17.27)ДМ: А это было после того, как...
(17.29)НК: Вы вот скажите, мне, не скажу... Не буду я ни врать, не скажу, какой год даже был. Вот не помню и все. Вот стояли, я думаю, весной было... Это вот как-то в памяти осталось вот это, стояли, на ту сторону перейдем, я покажу, где мы стояли. Она была видна церковь, как она и рушилась, как она все... И я покажу, где сарай и банька. Вот речка идет, вот она пойма, тут вот баня чья-то или сарай на фотографии и вот там. Там он, Вовка туда дальше живет, а сюда ближе (неразб). А тут вот заходит, еще речка заходила. Вот как раз на этой пойме стоят на фотографии две... два строения там вот. А это получается как холм – вот она. А на этом холму вот это все стояло.  Если оттуда смотреть.
(18.14)НК: Она видно, тут пригорочек такой...
(18.17)ДМ: А, вот это пригорочек?
(18.18НК: Да, вот видите, пошла. Она вот тут вот горочка такая идет туда вот. Как церковь стояла, тут вон ниже пошло.
(18.25)ДМ: А, там, где пригорочек, там церковь была.
(18.27)НК: Да, там церковь стояла. И тута отмостка так вот была, как говорят вот, плиты, блин.
(18.32)ДМ: Плиты были?
(18.35)НК: Там по-поему плиты, а тут уже двигали бульдозером, ровняли.
(18.40)ДМ: А, отмостка был в смысле спуск?
(18.42)НК: Да, спуск. Она вот тут еще выше стояла церковь самая.
(18.46)ДМ: То есть она была на пригорочке.
(18.47)НК: На пригорочке. Оно и есть пригорочек. Вот он.
(18.50)ДМ: Понял.
(18.51)НК: Видишь, тута ниже, а тут пошла она выше сама по себе. Хотя тут уже поровняли ее.
(18.55)ДМ: Он круглый был?
(18.57)НК: Да, вот, пятак этот. Она сама выше.
(19.00)ДМ: Понятно. То есть тут был круглый пригорок?
(19.02)НК: Да, да, да.
(19.03)ДМ: Понял. и стены были... покажите, какой толщины были стены.
(19.07)НК: Вот так вот где-то.
(19.09)ДМ: Это из больших кирпичей?
(19.10)НК: Да, из больших кирпичей.
(19.12)ДМ: Понял. А сами раскопов не видели, чтоб копали фундамент?
(19.17)НК: Нет, это, ну...
(19.18)ДМ: Нет, вниз. Вниз ходов не было?
(19.20)НК: Да нет, не копали их.
(19.21)ДМ: То есть просто горизонтально?
(19.23)НК: Нет, они, ну как вот, ну выбивают кирпич...
(19.25)ДМ: Ну выбивают.
(19.26)НК: Ну выбивают, но не копают.
(19.27)НК: Они пошли вот... как окоп получается. Выбирают это самое, и там вот такими окнами было. Вот это хорошо помню: окнами фундамент выбирали.
(19.34)ДМ: Понял. Но они докапывались ли глубоко до фундамента или там что-то осталось внизу недокопанное?
(19.39)ВВ: Не копали наверное, Коль, вниз.
(19.41)НК: Копали, копали вниз. Они ж были окопами вот так вот сделаны. Я даже как-то даже утверждать-то...
(19.49)ДМ: И там были кирпичи?
(19.50)НК: Ну, тама, наверное, крупные внизу вот, большие валуны, а они уж вручную не вытянешь. На низу должны быть... крупный камень. Как я вот сейчас просто логически, не то, что я видел, а просто логически. А сверху пошел уже помельче камень вот этот. Мелкий камень этот...
(20.04)ДМ: А когда тракторами ровняли, вы это застали?
(20.08)НК: Не-а, я не помню. Так вот говорили, ну я просто логически, что просто потом тут бульдо... это... петушками грузили, экскаваторами, что вручную выбирали, частники приходили вот тут чистили известковый этот раствор. Он же чистился, кирпич нормальный.
(20.23)ДМ: А щебенку куда девали?
(20.24)НК: Ну, щебенку на строительство в колхозе вывозили.
(20.27)ДМ: А, дома строили?
(20.27)НК: Тогда строили коровники. Коровники все это строили. Фундаменты делали, все это.
(20.34)ДМ: И туда же этими петушками грузили?
(20.37)НК: Да. то ли на машинах. Тогда машины уже были, трактора. Ну а частники, кто тут строился в то время, тоже чистили, выбирали себе кирпичи. Тогда ж кирпича не достать было.
(20.51)ДМ: Это гореновские только, или вообще со всей округи?
(20.55)НК: Ничего не скажу.
(20.57)ДМ: Просто непонятно кто, да?
(20.58)НК: Да. По-моему только гореновские в основном тут были, кто тут поближе, кто на тачках возил, кто на чем...
(21.04)ВВ: Деревня была большая.
(21.05)ДМ: А сколько было домов?
(21.07)ВВ: Ну, тут много.
(21.08)НК: Я вот тебе скажу. Это было 42 коровы там было на той стороне. Это выходит вот та сторона и вот эта вот, аппендикс вот этот вот – 42 коровы было. И тут наверное 45 или 46 коров было. Это помню я, это вот просто, сколько держали. Ну и плюс 5 – 6 домов где-то без коров было. Вот и прикидывай.
(21.30)ДМ: Понятно.
(21.31)НК: Где-то около ста домов.
(21.35)ДМ: 100 домов. Это послевоенное уже...
(21.36)НК: Да, это уже послевоенное. Ну там вот шестидесятые, что я помню. Я говорю, пацаном коров гоняли, это мы в месяц, когда уже очередь пришла, не пастух гонял, а когда очередь пришла уже начали. Ну это в шестидесятых годах где-то. Да, шестидесятые, семидесятые года. Только начали... это вот было столько коров.
(21.55)ДМ: То есть вот это вот школа. Это, вот этот столб находится на месте бывшей школы.
(22.02)НК: Да, ну в этом районе, как столб, точно... туда и сюда метр где-то. Но кирпичная была. Тут еще и щебенка. Тут если копануть и фундамент тоже будет, тоже разобрали.
(22.13)ДМ: Это бывшая воскресная школа была церковная?
(22.17)НК: Наверное, да. потом учились уже в советское время... и мать тут училась сколько-то, кончала.
(22.23)ДМ: А это усадьба Тютчева да?
(22.26)НК: Вот здесь, это не помню. Не буду ни врать, ничего никто не говорил мне про это.
(22.32)НК: Вот, видите, была дорога? Вот как липы идут, вот тут была дорога. Это уже потом эту... так пошла ограда вдоль. И сейчас покажу, докуда она доходила.
(22.50)НК: Вот, тут по всей шла ограда. Это все была вот... тут вот земля была церковная. Тут не помню, это просто логически, или вот тут вот кончалась, пошла вот так вот ограда...
(23.02)ДМ: А этот большак сворачивал вниз, да, сюда?
(23.03)НК: Большак пошел вниз. Сейчас я повезу тебя, что получается он у нас на холму. Вот так вот пошла ограда или пошла по периметру. Вот, тут дорога пошла вниз. Если вы ходили тута, вот он получается, как холм, как холм. Сейчас вот туда вниз я вас свезу до речки. Мост тут был еще в войну с перилами, такой мост, мать говорила.
 22010:1800х70=855

Комментариев нет:

Отправить комментарий